Спикеры

Солдатова Галина Владимировна

Ведущий научный сотрудник Школа антропологии будущего РАНХиГС.

Образование:
Специалитет Ростовский ордена Трудового Красного Знамени государственный университет (1979) – психолог, преподаватель психологии; Институт психологии АН СССР (1985) – кандидат психологических наук.

Ученые степени, ученые звания:
академик РАО, доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова.

Трудовая деятельность:
01.08.1979-01.11.1982 - Ассистент кафедры педагогики и психологии. Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л.Хетагурова
01.01.1982-01.12.1985 – Аспирант. Институт психологии АН СССР
01.03.1986-01.01.1987 - Старший лаборант. Институт психологии АН СССР г. Москвы
01.01.1987-01.04.1989 - Научный сотрудник. Институт психологии АН СССР г. Москвы
01.04.1989-01.04.1997 - Младший научный сотрудник. Институт этнологии и антропологии РАН
01.04.1997-01.03.2000 – Докторант. Институт этнологии и антропологии РАН
01.04.2000-01.09.2001 - Старший научный сотрудник. Институт этнологии и антропологии РАН
01.10.2001-16.09.2003 – Доцент. Кафедра психологии личности, факультет психологии МГУ им. М.В.Ломоносова
16.09.2003-по н. вр. - Профессор-Кафедра психологии личности, Факультет психологии МГУ им. М.В.Ломоносова
Ведущий научный сотрудник-Школа антропологии будущего РАНХиГС

Профессиональные интересы:
Психология межэтнических отношений, психология миграция, психология межкультурных коммуникаций, психология переговоров, исследование социально-психологических аспектов влияния интернета на развитие личности и общества, цифровая социализация.

Основные публикации:
Монографии
Солдатова Г. В., Дробижева Л. М., Коротеева В. В. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. М.: Мысль, 1996.
Солдатова Г. В. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998.
Солдатова Г. В., Шайгерова Л. А., Макарчук А. В., Лютая Т. А. Разные, но равные. Большие психологические игры. М.: МГУ, 2004.
Солдатова Г. В., Асмолов А. Г., Макарчук А. В., Шляпников В. Н. Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместной деятельности. М.: Смысл, 2006.
Солдатова Г. В., Стебаков Д. А., Филилеева Е. В., Хохлова О. А. Методология и технология оценки социальной напряженности в образовательной среде. М.: АСОУ, 2007.
Пойманные одной сетью. Социально-психологический анализ представлений детей и подростков об интернете. М.: Фонд Развития Интернет, 2011, 176 с.
Толерантность как фактор противодействия ксенофобии / Г. Солдатова, В. Лекторский, В. Петренко и др. // Методология социального конструирования толерантности и управления рисками ксенофобии в многополярном мире. — М.: Наука, 2011. — С. 13-89.
Дети России Онлайн. Результаты международного проекта EU Kids Online II в России / Г. Солдатова, Е. Зотова, М. Лебешева и др. — Москва, 2012. — С. 213.
Солдатова Г., Нестик Т., Рассказова Е., Зотова Е. Цифровая компетентность российских подростков и родителей: результаты всероссийского исследования. — Фонд Развития Интернет, Москва, 2013. — С. 144.
Солдатова Г. У., Рассказова Е. И., Нестик Т. А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. — Смысл Москва, 2017. — 375 с.
Психология кризиса. Реконструкция перспектив в условиях пандемии и инфодемии/Алдошина Т.Л., Асмолов А.Г., Нестик Т.А., Солдатова Г.У., Чигарькова С.В. // Общество и пандемия: опыт и уроки борьбы с COVID-19 в России / Под ред. В. Мау и др. — Москва: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2020. — 744 С., с. 515-580

Пособия
Солдатова Г. В., Шайгерова Л. А., Шарова О. В. Жить в мире с собой и с другими. Тренинг толерантности для подростков. (Программа тренинга). М.: Генезис, 2000.
Солдатова Г. В., Шайгерова Л. А., Калиненко В. К., Кравцова О. А. Психологическая помощь мигрантам. Травма, смена культуры, кризис идентичности. М.: Смысл, 2002.
Солдатова Г. В., Макарчук А. В., Шайгерова Л. А., Щепина А. И., Хухлаев О. Е. Позволь другим быть другими. Тренинг толерантности по профилактике и преодолению мигрантофобии. (Программа тренинга). М.: МГУ, 2002.
Солдатова Г. В., Макарчук А. В., Шайгерова Л. А. Тренинги повышения межкультурной компетентности. М.: МГУ., 2004.
Солдатова Г. В., Шайгерова Л. А., Макарчук А. В., Щепина А. И., Хухлаева А. Е., Лютая Т. А. Тренинги толерантности. М.: МГУ. 2005.
Солдатова Г. В., Макарчук А. В. Может ли другой стать другом? Тренинг по профилактике ксенофобии. (программа тренингов) . М.: Генезис, 2006.
Солдатова Г. В., Макарчук А. В., Лютая Т. А., Шляпников В. Н., Щепина А. И. Тренинг повышения социальной компетентности педагогических кадров. М.: АСОУ, 2006.
Искусство жить с непохожими людьми: психотехники толерантности / Г. Солдатова, А. Макарчук, Л. Шайгерова, Т. Лютая. — ГУ МО Издательский дом Московия, 2009. — С. 310. Г. В., Шайгерова Л. А., Прокофьева Т. Ю. Психодиагностика толерантности личности. М.: Смысл., 2007.
Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В. Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования. Ч. 1. Лекции. — М.: Центр книжной культуры «Гутенберг», 2013. — 165 с.
Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В. Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования. Ч. 2. Практикум. — М.: Центр книжной культуры «Гутенберг», 2013. — 137 с.
Практическая психология безопасности.Управление персональными данными в интернете: учеб.-метод. пособие для работников системы общего образования (Изд. 2. доп. и испр.) / Г. У. Солдатова, А. А. Приезжева, О. И. Олькина, В. Н. Шляпников. — Генезис Москва, 2017. — 224 с.
Солдатова Г. У., Чигарькова С. В. Рабочая тетрадь по курсу "Кибербезопасность" для 5 класса общеобразовательных организаций. — Русское слово-учебник, 2018. — 64 с.
Солдатова Г. У., Чигарькова С. В., Пермякова И. Д. Тренажёр по курсу "Кибербезопасность" для 6 класса общеобразовательных организаций. — Русское слово - учебник Москва, 2018. — 56 с.
Солдатова Г. У., Чигарькова С. В., Пермякова И. Д. Тренажёр по курсу Кибербезопасность для 6 класса общеобразовательных организаций. — Русское слово - учебник Москва, 2018. — 56 с.
Солдатова Г. У., Чигарькова С. В. Рабочая тетрадь по курсу Кибербезопасность для 5 класса общеобразовательных организаций. — Русское слово-учебник, 2018. — 64 с.
Солдатова Г. У., Чигарькова С. В., Пермякова И. Д. Тренажёр по курсу Кибербезопасность для 7 класса общеобразовательных организаций. — Русское слово - учебник Москва Москва, 2019. — 80 с.
Мы в ответе за цифровой мир: Профилактика деструктивного поведения подростков и молодежи в Интернете. Учебно-методическое пособие / Г. У. Солдатова, С. В. Чигарькова, А. А. Дренёва, С. Н. Илюхина. — Когито-Центр Москва, 2019. — 176 с.
Солдатова Г. У., Чигарькова С. В., Пермякова И. Д. Программа курса Кибербезопасность для 5–9 классов общеобразовательных организаций. — ООО Русское слово — учебник Москва, 2020. — 32 с.
Солдатова Г. У., Чигарькова С. В., Пермякова И. Д. Тренажёр по курсу Кибербезопасность для 8 класса общеобразовательных организаций. — Русское слово — учебник Москва, 2020. — 80 с.
Солдатова Г. У., Чигарькова С. В., Пермякова И. Д. Тренажёр по курсу Кибербезопасность для 9 класса общеобразовательных организаций. — ООО Русское слово — учебник Москва, 2020. — 112 с.
Солдатова Г. У., Чигарькова С. В., Пермякова И. Д. Программа курса Кибербезопасность для 5–9 классов общеобразовательных организаций. — ООО Русское слово — учебник Москва, 2020. — 32 с.
Социокультурные онлайн-практики в молодежной среде: Мы в ответе за цифровой мир. Учебное пособие / Г. У. Солдатова, С. В. Чигарькова, С. Н. Илюхина. М.: Московский институт психоанализа — Когито-Центр, 2021. — 236 с.

Статьи
Зинченко Ю. П., Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А. Террористический акт как экстремальная ситуация в обществе рисков // Национальный психологический журнал. — 2011. — № 2(6). — С. 98-111.
Солдатова Г. У., Нестик Т. А., Шайгерова Л. А. Принципы формирования толерантности и управления рисками ксенофобии // Национальный психологический журнал. — 2011. — № 2 (6). — С. 60-79.
Солдатова Г. У., Нестик Т. А. Историко-эволюционная перспектива человечества: от парадигмы конфликта к парадигме толерантности // Национальный психологический журнал. — 2011. — № 2 (6). — С. 15-24.
Солдатова Г., Рассказова Е. Как им помочь? Ребёнок в Интернете: запрещать, наблюдать или объяснять? // Дети в информационном обществе. — 2012. — № 10. — С. 26-33.
Рассказова Е., Лебешева М., Солдатова Г. Жестокий опыт // Дети в информационном обществе. — 2012. — № 12. — С. 26-35.
Soldatova G., Geer M. Glocal identity, cultural intelligence and language fluency // Procedia — Social and Behavioral Sciences. — Vol. 86 of V Congress of the Russian Psychological Society 14-18 February (Moscow). — 2013. — P. 469—474.
Chaiguerova L., Soldatova G. Long-term impact of terrorist attack experience on survivors emotional state and basic beliefs // Procedia — Social and Behavioral Sciences. — Vol. 86 of V Congress of the Russian Psychological Society 14-18 February (Moscow). — 2013. — P. 603—609.
Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. Психологические модели цифровой компетентности российских подростков и родителей // Национальный психологический журнал. — 2014. — № 2 (14). — С. 27-35. — doi:10.11621/npj.2014.0204.
Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. Безопасность подростков в Интернете: риски, совладание и родительская медиация // Национальный психологический журнал. — 2014. — № 3 (15). — С. 39-51. — doi:10.11621/npj.2014.0305.
Солдатова Г., Рассказова Е. Психологическое содержание цифрового разрыва между российскими подростками и их родителями // Образовательная политика. — 2014. — № (3)65. — С. 112—125.
Солдатова Г., Рассказова Е. Психологические факторы безопасности подростка в интернете: роль совладающего поведения и родительской медиации // Вестник РГНФ. — 2014. — Т. 2, № 75. — С. 126—134.
Soldatova G.., Rasskazova E. Assessment of the digital competence in russian adolescents and parents: Digital competence index // Psychology in Russia: State of the Art. — 2014. — Vol. 7, no. 4. — P. 65-73.
Солдатова Г., Шайгерова Л. Рефлексия множественности выбора в психологии межкультурных коммуникаций // Психологические исследования (электронный журнал). — 2015. — Т. 8, № 40.
Солдатова Г., Рассказова Е. Модели передачи опыта между поколениями при освоении и использовании Интернета // Вопросы психологии. — 2015. — № 2. — С. 56-66.
Нестик Т. А., Солдатова Г. У. Технофобы и технофилы: разные модели цифровой компетентности // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. — 2016. — № 1 (77). — С. 15–20.
Нестик Т. А., Солдатова Г. У. Основные модели цифровой компетентности // Наука. Культура. Общество. — 2016. — № 1. — С. 107–119.
Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. Модели цифровой компетентности и деятельность российских подростков онлайн // Национальный психологический журнал. — 2016. — № 2(22). — С. 50–60.
Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. Цифровой разрыв и межпоколенческие отношения родителей и детей // Психологический журнал. — 2016. — Т. 37, № 5. — С. 44–54.
Солдатова Г. У., Чигарькова С. В., Львова Е. Н. Онлайн-агрессия и подростки: результаты исследования школьников Москвы и Московской области // Международный научно-практический журнал Эпоха науки. — 2017. — № 12. — С. 103–109.
Солдатова Г. У., Нестик Т. А. Образ интернета в сознании подростков и их родителей // Академический вестник Научно-практический журнал Академии социального управления. — 2017. — Т. 3, № 25. — С. 59–69.
Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. Мотивация в структуре цифровой компетентности российских подростков // Национальный психологический журнал. — 2017. — № 1 (25). — С. 3–14.
Солдатова Г., Теславская О. Видеоигры, академическая успеваемость и внимание: опыт и итоги зарубежных эмпирических исследований детей и подростков // Современная зарубежная психология. — 2017. — Т. 6, № 4. — С. 21–28.
Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. Цифровая ситуация развития межпоколенческих отношений: разрыв и взаимодействие между подростками и родителями в Интернете // Мир психологии. — 2017. — № 1(89). — С. 134–143.
Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. Оборотная сторона цифровой компетентности российских подростков: иллюзия компетентности и рискованное поведение онлайн // Вопросы психологии. — 2017. — № 3. — С. 3–15.
Солдатова Г. У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. — 2018. — Т. 9, № 3. — С. 71–80.
Солдатова Г. У., Львова Е. Н. Особенности родительской медиации в ситуациях столкновения подростков с онлайн-рисками // Психологическая наука и образование. — 2018. — Т. 23, № 3. — С. 29–41.
Солдатова Г. У., Вишнева А. Е. Особенности выполнения когнитивных задач детьми с разной интенсивностью использования цифровых устройств // Психическое здоровье и образование: сборник научных статей по материалам II Конгресса Психическое здоровье человека XXI века. — ИД Городец Москва, 2018. — С. 315–319.
Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. Краткая и скрининговая версии индекса цифровой компетентности: верификация и возможности применения // Национальный психологический журнал. — 2018. — № 3(31). — С. 47–56.
Солдатова Г. У., Чигарькова С. В., Рассказова Е. И. Апробация русскоязычной версии расширенной шкалы культурного интеллекта // Психология. Журнал Высшей Школы экономики. — 2018. — Т. 15, № 3. — С. 510–526.
Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. Соблюдение правил общения онлайн и офлайн: межпоколенческий анализ // Психологический журнал. — 2019. — Т. 40, № 4. — С. 73–84.
Солдатова Г. У., Вишнева А. Е. Особенности развития когнитивной сферы у детей с разной онлайн-активностью: есть ли золотая середина? // Консультативная психология и психотерапия. — 2019. — Т. 27, № 3. — С. 97–118.
Солдатова Г. У., Теславская О. И. Особенности использования цифровых технологий в семьях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста // Национальный психологический журнал. — 2019. — № 4 (36). — С. 12–27.
Солдатова Г. У., Ярмина А. Н. Кибербуллинг: особенности, ролевая структура, детско-родительские отношения и стратегии совладания // Национальный психологический журнал. — 2019. — № 3 (35). — С. 17–31.
Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. Многозадачность как одновременное выполнение и как переключение между заданиями: подходы к диагностике медиамногозадачности у детей и подростков // Экспериментальная психология. — 2020. — Т. 13, № 4. — С. 88–101.
Медиамногозадачность: от когнитивных функций к цифровой повседневности / Г. У. Солдатова, Е. Ю. Никонова, А. Г. Кошевая, А. В. Трифонова // Современная зарубежная психология. — 2020. — Т. 9, № 4. — С. 8–21.
Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. Итоги цифровой трансформации: от онлайн-реальности к смешанной реальности // Культурно-историческая психология. — 2020. — Т. 16, № 4. — С. 87–97.
Солдатова Г. У., Рассказова Е. И., Чигарькова С. В. Виды киберагрессии: опыт подростков и молодежи // Национальный психологический журнал. — 2020. — Т. 2, № 38. — С. 3–20.
Солдатова Г. У., Рассказова Е. И., Чигарькова С. В. Флейминг как вид киберагрессии: ролевая структура и особенности цифровой социальности // Психологический журнал. — 2021. — Т. 42, № 3. — С. 87–96.
Солдатова Г. У., Чигарькова С. В., Илюхина С. Н. Социальные практики потребления новостного контента в интернете у подростков и родителей // Вопросы психологии. — 2021. — Т. 67, № 5. — С. 1–21.
Солдатова Г. У., Войскунский А. Е. Социально-когнитивная концепция цифровой социализации: новая экосистема и социальная эволюция психики // Психология. Журнал Высшей Школы экономики. — 2021. — Т. 18, № 3. — С. 431–450.
Солдатова Г. У., Чигарькова С. В., Рассказова Е. И. Особенности ситуации кибербуллинга глазами жертвы // Подросток в мегаполисе: дистанционное взросление: сб. трудов XIV Междунар. научно-практич. конф. (6–8 апреля 2021 года, Москва) [Электронный ресурс] / сост. А.А. Бочавер, М.Я. Кац; отв. ред. А.А. Бочавер. — Москва: Москва, 2021. — С. 131–135.
Солдатова Г. У., Чигарькова С. В., Илюхина С. Н. Медиапотребление подростков и родителей: источники информации и доверие к ним // Психологические исследования (электронный журнал). — 2021. — Т. 14, № 80. — С. 4.
Солдатова Г. У., Илюхина С. Н. Аутодеструктивный онлайн-контент: особенности оценки и реагирования подростков и молодежи // Консультативная психология и психотерапия. — 2021. — Т. 29, № 1. — С. 66–91.

Достижения и поощрения:
2020 г. – Благодарность Первого заместителя Руководителя Администрации Президента РФ С.В.Кириенко
2020 г. – Благодарность Президента Российской Федерации В.В.Путина
2016 г. – Медаль Г.И.Челпанова (I степени) "За вклад в развитие психологической науки"
2016 г. – Медаль РАО имени Л.С.Выготского
2011 г. – Медаль К.Д. Ушинского
2010 г. – Премия правительства РФ в области образования
2010 г. – Благодарность Министра связи и массовых коммуникаций РФ за организацию Года безопасного интернета и работа по повышению безопасности интернета для детей и подростков
Родительский университет АП-ИС Ректорий