Заведующий лабораторией психологии младшего школьника Психологического института РАО. Заместитель председателя диссертационного совета и член диссертационного совета при ПИ РАО. Президент Международной ассоциации развивающего обучения (МАРО). Главный редактор журнала «Культурно-историческая психология», член редсовета журнала «Вопросы психологии».
В 1972 г. окончил факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. В 1982 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Знаковое опосредствование решения задач на соображение», в 1995 г. - докторскую диссертацию на тему «Введение в психологию развития». Представитель школы Л.С. Выготского. С 1972 г. работал в лаборатории психологии детей младшего школьного возраста ПИ РАО. В 1993 г. стал заведующим лабораторией теоретических и экспериментальных проблем психологии развития ПИ РАО, в настоящее время заведует лабораторией психологии младшего школьника. С 1998 г. - руководитель коллектива и вице-президент Международной ассоциации развивающего обучения. В 1999 году начала работать программа «Развивающее обучение в подростковой школе (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова)». В 2000 г. Б.Д. Эльконин стал руководить экспериментальными площадками Международной ассоциации развивающего обучения по разработке системы развивающего обучения в подростковой школе (6-9 классы). С 2011 г. - главный эксперт Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
Автор многочисленных публикаций по педагогической, возрастной, детской психологии, психологии теории и практики образования, психологии развития и творческого мышления. Наиболее значимые публикации: «О способе опосредования решения задач на соображение» («Вопросы психологии №11, 1971). «Образовательное пространство как пространство развития» («Вопросы психологии №1, 1993). «Введение в психологию развития» (1994). «Л.С. Выготский – Д.Б. Эльконин: знаковое опосредование и совокупное действие» («Вопросы психологии №1, 1993). «Пространство учебной деятельности младшего школьника: цели и результаты» («Педагогика развития: проблема образовательных эффектов», Красноярск, 1998). «Идеальная форма, строение действия, содержание образования» («Педагогика развития: проблема образовательных эффектов», Красноярск, 2000).
«Педагогика развития: условия целеполагания и результативности» (Педагогика развития: проблема образовательных эффектов», Красноярск, 2004). «Идея развития антропологической практики» (Архе № 5, 2004). «Опосредствование. Действие. Развитие» (изд-во «ERGO», Ижевск, 2010). «Событие Действия (Заметки о развитии предметных действий II)», («Культурно-историческая психология», №1, 2014).
Награды: медаль имени В.В. Давыдова РАО — за вклад в развитие научной школы В.В. Давыдова (2020) Статьи и интервью в «Психологической газете» Б.Д. Эльконин о культурно-исторической психологии как психологии развития «Миссия психологии – воссоздание и порождение практик Посреднического и Продуктивного Действия» Упоминания в публикациях «Психологической газеты» Современное детство и дошкольное образование — на защите прав ребенка: к 75-летию со дня рождения Е.О. Смирновой «Давыдовские чтения»: о субъекте учебной деятельности и цифровизации Б. Братусь: Санкт-Петербургский саммит как зеркало российской психологии «Золотые имена психологии в РГПУ»: Даниил Борисович Эльконин НК «Золотая Психея»: известны имена финалистов Опубликована программа «Давыдовских чтений» НК «Золотая Психея»: 10 дней до окончания голосования Наследие Выготского и основы коучинга. Зона ближайшего развития Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея» «Психология развития с позиции культурно-исторической концепции», курс лекций (в номинации «Книга года по психологии», 2021 г.), лауреат «ХХI Всероссийская ежегодная научно-практическая конференция “Практики развития: индивидуальные, корпоративные и институциональные свободы и ограничения”», 24-26 апреля 2014 года, Красноярск (в номинации «Вклад в развитие единого профессионального психологического сообщества России», 2014 г.), номинант